9 февраля — День работника гражданской авиации России
Гражданская авиация давно перестала быть чем-то удивительным. Каждый день в воздух поднимаются сотни тысяч людей, считающих перемещение из одной точки земного шара в другую обыденным делом. Мы же часто упускаем из внимания тот факт, что этот процесс контролируют работники авиации – пилоты, стюардессы, техники. И это ещё не все – есть аэродромный персонал и конструкторы. В гражданской авиации работает много людей, у которых имеется профессиональный праздник, отмечаемый девятого февраля.
День работника гражданской авиации отмечается в России ежегодно 9 февраля. В 2020 году дату справляют 8-й раз.
Значение: праздник приурочен к возникновению 9.02.1923 г. воздушного флота.
Чествования на официальном уровне берут начало после издания Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 98 «О Дне работника гражданской авиации». Документ подписал В. Путин. Правовой акт издан в знак уважения, признания значимости отрасли и её сотрудников.
Выбранная дата имеет символическое значение. Она приурочена к возникновению в 1923 году воздушного флота. Он появился после принятия Советом Труда и Обороны СССР постановления «Об организации Совета по гражданской авиации». Позже возник неофициальный обычай чествования специалистов сферы. Традиция распавшейся страны сохранилась.
Пилоты, стюардессы и механики работают на благо пассажиров, решивших воспользоваться услугами лайнеров, уже около 90 лет. В 1923 году был учреждён особый орган, отвечающий за пассажирские перевозки по воздуху. Гражданский аэрофлот тех времен носил название «Добролёт». В 1932 году у этой авиации появился собственный флаг. Приблизительно в то же время сменилось название на имеющее меньшую эмоциональную окраску и хорошо знакомое всем нам – «Аэрофлот».
У сотрудников этой компании спустя несколько десятилетий появился собственный праздник, который отмечали в середине февраля. Он долгое время был неофициальным. В 2013 году было решено учредить новый профессиональный праздник, старый же был перенесён на август. Соответствующие документы были подписаны главой государства – в знак признания значимости гражданской авиации и уважения к её сотрудникам.
Командиры и члены лётных экипажей гражданской авиации, бортпроводники, стюардессы, диспетчера управляющие полётами, механики, конструкторы, сотрудники аэродромов, ветераны воздушного флота, студенты и курсанты, преподаватели институтов, университетов, лётных училищ, авиационно-технических колледжей и других образовательных заведений гражданской авиации и члены их семей отмечают этот праздник.
В этот день в России чествуют заслуженных деятелей гражданской авиации, вручают им подарки, грамоты, дипломы. Чиновники правительства РФ направляют благодарности, письма, выступают с речами и заявлениями. Представители авиаслужб говорят об актуальных проблемах и способах их устранения. Проводятся занятия по повышению квалификации. Устраиваются празднования в кругу сотрудников авиакомпаний. Коллеги обмениваются подарками. Ветераны делятся воспоминаниями о полётах. На телевидении и радиостанциях транслируют тематические передачи. Информационные ресурсы публикуют материалы об отрасли, техническом персонале, журналисты рассказывают о важных событиях.
Сотрудники гражданской авиации обеспечивают перемещение пассажиров и грузов воздушным транспортом. Они выполняют задачи сельскохозяйственного, исследовательского, медицинского, развлекательного назначения. Путь в профессию начинается с получения профильного образования. Студент осваивает необходимые знания и навыки. В перечень основного персонала гражданской авиации входят ответственные, прошедшие строжайший медицинский отбор. К работникам предъявляются строгие требования на знание материальной части и норм обслуживания.
Профессия относится к категории опасных для здоровья и жизни в связи с большими стрессами, возможными авариями, специфическими условиями труда.
Интересные факты
• В 2013 году гражданская авиация перевезла 755 миллионов пассажиров по всему миру.
• Сотрудники компаний-перевозчиков выходят на пенсию раньше, в связи с опасностью работы.
• В 2012 году пассажиропоток воздушного транспорта в России превысил железнодорожный на 70%.
• В РФ доля гражданских бортов европейского и американского производства превышает 60%, магистральных самолётов – 75%.
• По результатам исследования было выяснено, что пассажиры, сидящие в хвосте самолета, имеют на 40% выше шансы выжить при авиакатастрофе, чем люди, сидящие в первых рядах.
• Самый короткий авиарейс осуществляется в Шотландии между островами Уэстрей и Папа-Уэстрей. Длительность полёта составляет 2 минуты, а при попутном ветре сокращается до 47 секунд.