Звон из-под земли
Буддийский колокол, датированный первой половиной XVIII века, нашли в Курильске во время работ по благоустройству территории
Пророчество японского туриста
Какое количество предметов и вещей, представляющих сегодня историческую ценность, хранится еще под землей, даже приблизительно определить невозможно. Остается только удивляться находкам, волею случая оказывающимся среди экспонатов в музеях нашей страны.
Доподлинно известно, что в крупнейших населенных пунктах Южного Сахалина и Курильских островов, временно находящихся под управлением Японии, в обязательном порядке создавались буддийские и синтоистские храмы. Не был исключением и городок Сяна – такое название носил нынешний Курильск до 1947 года. Там, на сопке Любви, и соседствовали когда-то два культовых сооружения.
На протяжении многих лет в нашем музее хранится колокол, выкрашенный в красный цвет. И в один из приездов в рамках программы безвизового обмена на Итуруп японской делегации, ее участник, пожилой мужчина, попросил показать ему этот предмет, находящийся в тот момент в запасниках. После ознакомления он заключил, что это пожарный колокол, и отметил, что в городе, где, как оказалось, он когда-то проживал, висел еще один, перед входом в буддийский храм, – вспоминает директор Курильского краеведческого музея Елена Каирская.
Этот разговор со временем стал забываться, но спустя год после описанного события власти Курильска инициировали возведение обелиска в память о ветеранах Великой Отечественной войны.
На этом месте во время благоустройства территории и установки обелиска был найден буддийский колокол, датированный первой половиной XVIII века
На этом месте во время благоустройства территории и установки обелиска был найден буддийский колокол, датированный первой половиной XVIII века
– В 2014 году при подготовке территории для будущей установки обелиска ковш экскаватора поднял на поверхность железный предмет, который на поверку и оказался тем самым колоколом, о котором упоминал японец в нашем с ним разговоре, – продолжает Елена Каирская. – Примечательно, что колокол был обмазан толстым слоем солидола, что подтверждает версию о целенаправленном сокрытии предметов культа.
Легенды о хранилищах, созданных японцами во время их отступления, рождались, видимо, не на пустом месте. Так же как и версии об их безудержном желании когда-нибудь вернуться. Иначе, зачем надо было обмазывать колокол солидолом перед тем, как зарывать в землю? По всей вероятности, в 1945-м, после подписания капитуляции, колокол зарыли. И по иронии судьбы его нашли во время возведения обелиска в честь 70-летия Победы.
– После этого случая посещающие Курильск японцы живо интересовались колоколом, а также местом его обнаружения, видимо уже имели кое-какое представление о нем, – предполагает директор музея.
К сожалению, ценная находка была повреждена – ковш экскаватора оставил неизгладимый след в верхней части колокола. Сегодня этот предмет старины вместе со своим «пожарным собратом», а также безголовой статуей Дзидзо экспонируется на самом видном месте в краеведческом музее Курильска.
– У нас в районе иногда ведут раскопки японские археологи, от которых неоднократно поступают просьбы отдать им этот колокол. Я не против обмена культурными ценностями между музеями, но этот процесс подразумевает обратную связь – мы вам что-то на время передаем, а вы нам, причем с документальным сопровождением. Потом все возвращаем друг другу. Но японцы, считая данный экспонат своей собственностью, ведут разговор только о безвозмездной и односторонней его передаче, на что мы, разумеется, никогда не пойдем, – подчеркивает Елена Каирская.
Кстати, о Дзидзо. В предыдущем материале рубрики «Судьба экспоната» мы рассказывали об истории появления скульптуры этого буддийского божества в Корсаковском историко-краеведческом музее. И сотрудники этого культурного учреждения предположили, что подобных скульптур на территории области больше нигде не обнаружено. Но, как теперь выяснилось, в Курильске имеется аналогичный экспонат, только без головы. Вполне возможно, что когда-нибудь и недостающая часть каменного тела отыщется.
Что касается характеристики и внешнего вида найденного колокола, то по форме и нанесенным орнаментам он схож с пожарным, только несколько уступает в размерах. Это отчетливо видно на фотографии. В высоту находка достигает почти полуметра, а диаметр равен 25 сантиметрам.
– У японцев, как и у нас, колокола, хоть имеют разное предназначение и располагаются в разных местах, по форме все же похожи один на другой. Ведь у нас корабельная рында схожа с колоколами, скажем, в православных храмах, так же и у них, – говорит Елена Каирская.
Японцы считают колокол предметом сакральным. По буддийскому преданию, звон больших и малых колоколов стимулирует внутренний слух и напоминает прихожанам о том, что мир, как и звук, можно воспринимать, но им нельзя обладать. Звон также служит защитой от злых духов.
Как известно, одна из миссий Будды – пробуждение мира с целью донести до всех нас некую философию жизни. Колокольчики – это священные его атрибуты, с их помощью он выполняет свое прямое назначение – пробуждает души людей, настраивает их на благие дела. Вообще, на тему роли колокольного звона в средневековой Японии современными учеными и философами Страны восходящего солнца созданы целые научные труды. Колокольный звон с тех времен стал частью их жизни, он заполнял сакральное пространство. Колокола буддийских храмов по-японски называются бонсе.
В связи с этим нельзя не упомянуть о значении колокольного звона в момент окончания старого года, когда с каждым ударом колокола уничтожается 108 заблуждений, возникающих из шести так называемых «корней» – глаз, ушей, носа, языка, тела, мыслей. Вот некоторые из заблуждений, которые стирали при помощи ударов колокола в канун Нового года: гнев, озлобленность, нерадение, сонливость, леность, легкомыслие, жадность, ревность и другие. Цифра 108 получалась из 36 заблуждений, помноженных на три мира: прошлое, настоящее и будущее.
Кроме того, колокола использовались при разрешении конфликтов между сельскими общинами по поводу границ поместий и принадлежности лесов, водоемов и гор. Ударом в колокол на территории храма закреплялись договоренности между крестьянами общин по использованию спорных территорий. В нынешнем понимании это означало подпись сторон под условиями договора.
Автор текста: Николай Рыжань
Ссылка на оригинальную публикацию - https://www.skr.su/news/274757